Мониторинг состояния коррупции в Казахстане за 2020 год
Главные вкладки
Исследование проведено благодаря поддержке Программы развития ООН в Казахстане и состоит из трех частей и включает опрос 7 200 респондентов из числа населения, 1 800 респондентов – представителей малого и среднего предпринимательства, а также анализ 1 347 жалоб с информацией о коррупции и нарушениях, поступивший на портал «Открытый диалог» за последние 12 месяцев.
1. Результаты опроса населения показывают, что доля лиц, столкнувшихся с коррупцией при обращении в государственные органы составила 11,3%. По сравнению с 2019 годом показатель снизился на 2,1%. При этом снизилась доля респондентов, обращавшихся в тот или иной государственный орган - 70,3% респондентов, что на 7% ниже по сравнению с 2019 годом.
Наиболее востребованными со стороны населения (выше 60%) из учреждений, предоставляющих госуслуги, оказались ЦОНы и государственные больницы.
Чаще среднего показателя респонденты сталкивались с необходимостью решения вопросов неформальным путем в Жамбылской, Атырауской, Алматинской, Карагандинской, Кызылординской, Западно-Казахстанской областях.
Из 20 тестируемых учреждений, в стенах которых происходили неформальные случаи, назывались: государственные поликлиники и больницы, полиция, управления земельных отношений, ЦОНы, государственные детские сады, государственные вузы. По сравнению с 2019 годом, в 2020 году список госорганов/учреждений, в стенах которых происходили неформальные случаи, сохранился и пополнился ЦОНами. На долю этих 6 учреждений приходится две трети всех отмеченных случаев коррупционного взаимодействия граждан с государственными органами.
Ситуационный анализ коррупционных практик свидетельствует, что на вовлеченности в коррупцию имеет влияние заинтересованность получателя в услуге, нежели частота обращений. Основными мотивами для неформального решения вопроса являлись: ускорить процесс решения вопроса; удобным для получателя путем; гарантировать решение вопроса в своих интересах; получить услугу, которую по тем или иным причинам нельзя получить официальным путем.
По ответам респондентов, инициаторами неформального решения вопросов, чаще выступали чиновники - 43,9%. По сравнению с 2019 годом заметно увеличилась ссылка на инициативу со стороны посредников: если год назад на их долю приходилось 18,1% случаев, то в 2020 году уже приходится 24,4% случаев. Таким образом, за год доля посредников в коррупционных сделках выросла на 6%, что связывали с неопределенностью и отсутствием внятных разъяснений властей в период карантина.
С точки зрения респондентов, которые ответили, что ни в каком ведомстве не попадали в коррупционную ситуацию, сами граждане чаще выступают инициаторами неформального решения вопросов, чем работники ведомств – 51,9% против 37,5%. На долю посредников приходится 10,5% случаев. Ситуация не сильно изменилась по сравнению с прошлым годом.
По ответам респондентов, которые имеют коррупционный опыт, чаще всего договоренности о неформальном решении вопроса заключали со специалистами (40,3%) заместителями руководителей (17%) и специалистами (17,7%).
По мнению респондентов, которые ответили, что ни в каком ведомстве не попадали в коррупционную ситуацию, чаще других из работников госструктур в коррупционных сделках участвуют руководители (28,1%), специалисты (19,5%) и заместители руководителей (18,5%).
В 71,3%. случаев коррупционная сделка у респондентов из населения заключалась на основании финансового расчета, средний размер платежа – 40 196 тенге, что на 9 тысяч тенге меньше, чем в 2019 году. Повысилась минимальная сумма платежа с 500 тенге до 1000 тенге, максимальная сумма уменьшилась – с 500 000 до 350 000 тенге. В 2020 году, по сравнению с 2019 годом, на второе место по распространенности вышел такой вид сделки, как взаимные, ответные услуги (12,3%).
В рамках анкетного опроса получено 72 описания поводов для коррупционной ситуации, из которых топ-10 составили:
1. Получить лечение/направление на лечение (12,7%)
2. Устройство на работу (10,1%)
3. Устройство ребенка в детский сад (6,1%)
4. Решить земельный вопрос (5,7%)
5. Получить справку из ЦОНа (5,1%)
6. Закрыть сессию (4,4%)
7. Узаконить участок/оформление участка (3,8%)
8. Развести спор про ДТП (3,7%)
9. Решить вопросы разного характера (3,7%)
10. Получение квоты для лечения (2,4%).
Также респонденты сообщили о причинах для коррупционной сделки. Это: так удобнее и быстрее решается вопрос (53,6%); другого варианта не было (8,2%); чтобы добиться своей цели/решить вопрос (6,7%); чтобы решить вопрос в необходимые сроки (3,6%); чтобы избежать волокиты (2,3%)
Частота согласия на неформальное решение вопроса со стороны граждан составила 67,9% случаев, что меньше на 5% показатели 2019 года.
По оценкам респондентов, имеющих и не имеющих коррупционный опыт, самым распространенным способом действий работника ведомства с целью получения неформального платежа, выступает волокита (51,2%) и затягивание решения вопроса (61,5%).
На долю неформальных сделок, заключенных через посредника, приходится 46,4% случаев. В роли посредников чаще всего выступают знакомые (42,0%) и так называемые «помогайки» (21,5%). В 13,8% случаев – это другие работники этого ведомства (в 2019 году – 26,5%).
Восприятие коррупции среди населения. По результатам исследования, 37,4% опрошенных, или каждый третий, считают, что за последний год количество коррупционных случаев в их населенном пункте скорее снизилось. Доля тех, кто считает, что количество коррупционных случаев в их населенном пункте скорее увеличилось, составляет 15,4%, еще 36,4% не заметили существенных изменении.
В сравнении с восприятием ситуации в 2019 году, наблюдается тенденция на снижение восприятия уровня коррупции. Так, треть считает, что ситуация не изменилась, при этом в 2019 году преобладало мнение, что количество коррупционных случаев снижается. Также доля тех, кто считает, что количество случаев растет в 2020 году значительно ниже, чем в 2019 году – 15,4% против 23,9%.
Тем не менее, общее восприятие коррупции в стране остается на значимом уровне. Доля тех, кто считает, что в стране можно решать вопросы, не прибегая к коррупционным схемам (35,2%), в полтора раза меньше суммарной доли тех, кто считает, что коррупция является неотъемлемой частью наших ежедневных практик (57,2%). Динамика практически не изменилась по сравнению с прошлым годом.
Оценка антикоррупционной политики. В пятерку субъектов, которые, по оценкам населения, заслуживают наибольшего доверия со стороны граждан входят: Президент РК (70%), Агентство по противодействию коррупции (63%), Правительство РК (59%), Агентство по делам государственной службы (55%), Партия «Nur Otan» (53%).
По сравнению с 2019 годом, Президент набрал на 9% больше по показателю доверия и вышел на первое место рейтинга. Следует отметить, что в исследовании 2019 года АПК и АДГС входили в единый орган (АДГСПК), поэтому по вопросу доверия был получен единый показатель – 68%. В 2020 году были получены показатели доверия по каждому Агентству, которые свидетельствуют о различии населением организаций. Единственными субъектами, в отношении которых доля недоверяющих больше доли доверяющих, являются оппозиция и НПО – 40,7%, 35,3% против 28,9% и 32,6% соответственно.
По результатам опроса, у казахстанцев нет сложившегося мнения относительно того, справляются или не справляются власти с задачей по противодействию коррупции при предоставлении государственных услуг населению: 45,6% считает, что власти скорее справляются, а 38,5% - что скорее не справляются. Позитивная оценка деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией за год выросла на 5,6%, однако доля несогласных с этим не уменьшается. В пятерку субъектов, которые оказывают самое большое влияние на снижение уровня коррупции при предоставлении государственных услуг, по версии населения входят: Агентство по противодействию коррупции (45%), Президент РК (42%), Правительство РК (26%), Партия «Нур Отан» (23%), СМИ (21%).
Около 60% казахстанцев готовы оказать содействие в борьбе с коррупцией, 28,6% - скорее не готовы, а еще 11% - затруднились ответить на данный вопрос
Среди регионов, жители которых скорее не готовы оказывать содействие в борьбе с коррупцией, лидируют Туркестанская, Западно-Казахстанская, Мангистауская и Жамбылская - доля отрицательных ответов превышает 40%.
69,9% респондентов предпочитает оказывать пассивную помощь в виде отказа от коррупционного поведения. Около трети участников опроса, готовы заявлять о коррупционных случаях. Около 20% респондентов готовы практиковать антикоррупционное поведение и пропагандировать его в своем близком окружении, еще 7,9% предпочитают вести борьбу с коррупцией с помощью общественных организаций.
2. Результаты опроса предпринимателей показали, что 8,2% (2019 году – 9,2%) участников опроса столкнулись с необходимостью решать вопрос неформальным путем.
При этом, 97,7% респондентов обращались с различной частотой за последние 12 месяцев в тот или иной государственный орган для решения какого-либо вопроса. Наиболее востребованными у предпринимателей является налоговые службы, услугами которых пользовались 70,2% предпринимателей (74% в 2019 году). На втором месте – филиалы НАО «Правительство для граждан» (ЦОНы) - 63,5% (в 2019 году – 64,1%).
По частоте коррупционных взаимодействий чаще среднего по стране предприниматели сталкивались с необходимостью решения вопроса неформальным путем в гг. Нур-Султан, Шымкент, Акмолинской, Павлодарской, Кызылординской, Карагандинской, Жамбылской, Алматинской, Западно-Казахстанской областях.
По итогам исследования, для предпринимателей, как и для населения характерно, что вовлеченность в коррупцию не всегда зависит от частоты обращений. Анализ описаний коррупционных ситуаций за 2020 год показал, что основные мотивы для неформального решения вопроса остались без изменений: чтобы ускорить процесс; чтобы решить вопрос в свою пользу; не было другого выхода; дать взятку дешевле, чем заплатить штраф; меньше волокиты; чтобы избежать затягивание процедуры оформления; получение точного, надежного результата; удобный вариант; вымогательство. Наиболее высокие показатели корреляции у судов (0, 312). Сравнительно высоки показатели корреляции между число обращений и числом коррупционных случаев в Управлении градостроительного контроля, таможне и противопожарная службе.
Чаще других из 15 тестируемых госорганов/учреждений, в стенах которых происходили неформальные случаи, назывались: департамент государственных доходов (налоговая); управление земельных отношений; противопожарная служба; аппарат акимата района; управление градостроительства.
С точки зрения предпринимателей, работники ведомств чаще выступают инициаторами неформального решения вопросов, чем они сами – 49,4% против 26,4%. На долю посредников приходится 24,2% случаев.
Чаще договоренности о неформальном решении вопроса заключали с представителями низового звена госорганов – со специалистами (57,9%). По сравнению с 2019 годом, вырос спрос на специалистов в коррупционных интеракциях с 30,2 до 57,9% в 2020 году. Руководители отделов и первые руководители организаций стали реже выступать в качестве стороны неформальной сделки (7% и 9,6% соответственно).
В 67,5% случаев коррупционная сделка заключается на основании финансового расчета, средний размер платежа составил 42 297 тенге (в 2019 году был 72 390тг), минимальная сумма платежа составила 5 000 тенге, а максимальная – 200 000 тенге. Второй по распространенности вид сделки –услуги (23,7%).
В рамках анкетного опроса получено более 40 уникальных поводов о причинах коррупционной сделки. В группу коррупционных поводов со сравнительно высокой долей упоминаемости вошли:
1. Сдача годового отчета по налогам/отчеты (9,0%)
2. Были нарушения с нашей стороны (8,4%)
3. Решить земельный вопрос/получение земельного участка (7,3%)
4. Оплата налогов (6,2%)
5. Отмена штрафов (5,1%)
6. Получение справки об узаконении территории (4,5%)
7. Получение документов (3,9%)
8. Перенос границ прилегающей территории (3,4%)
9. Противопожарная сигнализация (2,8%)
10. Получение лицензии на продажу алкогольной продукции/ получить лицензию (2,8%).
Самым распространенным способом действий работника ведомства с целью получения неформального платежа, выступает волокита, затягивание решения вопроса – 68,2%. По мнению 21,6% опрошенных, работники госоргана превышают свои полномочия, по мнению 9,1% респондентов, представители госорганов занимаются прямым вымогательством для неформального решения вопроса.
64% предпринимателей согласились на неформальное решение вопроса, указывая в качестве мотива решения вопроса неформальным способом желание сделать все быстро, без волокиты, и уложиться в приемлемые для респондента сроки.
На долю неформальных сделок, заключенных через посредника, приходится 44,7% случаев. В роли посредников чаще всего выступают знакомые (33,3%) и «помогайки» (23,5%), а также влиятельные люди (19,6%).
Восприятие уровня коррупции среди предпринимателей. 45,9% опрошенных предпринимателей, что за последний год количество коррупционных случаев в их населенном пункте скорее снизилось. Каждый девятый опрошенный считает, что число коррупционных случаев скорее возросло – 11,7%. При этом 29,2% считает, что никаких изменений не происходит. Каждый шестой участник опроса затруднился с ответом.
Общее восприятие коррупции в стране в целом такое же благоприятное, как и в прошлом году. 80,8% опрошенных согласны и скорее согласны с тем, что предприниматель может, не давая взяток, развивать свой бизнес в месте проживания; 13,6% – не согласны и скорее не согласны с этой точкой зрения.
Среди опрошенных предпринимателей преобладают «оптимисты» (те, кто считает, что разговоры о масштабах коррупции в стране сильно преувеличены) – 41% и «прагматики» (те, кто используют коррупцию в собственных интересах) – 38%. Сторонники катастрофического взгляда (без коррупции ничего нельзя решить) составляют 14%.
Оценка антикоррупционной политики. В пятерку субъектов, которые, по мнению предпринимателей, заслуживают наибольшего доверия со стороны предпринимателей входят: Президент РК (70%); Агентство по противодействию коррупции (65%); Правительство РК (62%); Агентство по делам государственной службы (59%); Партия «Nur Otan» (55%);
Следует отметить, что в исследовании 2019 года АПК и АДГС входили в единый орган, поэтому по вопросу доверия был получен единый показатель – 72%. В 2020 году были получены показатели доверия по каждому Агентству.
53,4% предпринимателей считают, что власти скорее справляются с задачей по противодействию коррупции при предоставлении государственных услуг; 31,7% – что скорее не справляются, 14,9% – затруднился ответить.
По мнению предпринимателей, уровень эффективности антикоррупционной политики государства по сравнению с прошлым годом практический остается на том же уровне. При этом на 4% больше респондентов, чем в предыдущем году, придерживается точки зрения, что государство не совсем справляется по борьбе с коррупцией (31,7%).
В пятерку субъектов, которые оказывают самое большое влияние на снижение уровня коррупции при предоставлении государственных услуг, по версии предпринимателей входят: Агентство по противодействию коррупции (46,7%); Президент РК (37,4%); Правительство (25,9%); СМИ (22,1%); Партия «Нур Отан» (20,9%).
63,8% предпринимателей декларируют участие в мероприятиях по борьбе с коррупцией. Самые популярные формы противодействия коррупции у предпринимателей – отказаться от дачи взяток и незаконных платежей (73,7%) и повышать уровень информированности своего окружения о последствиях коррупции (34,1%).
3. Результаты анализа жалоб с портала «Открытый диалог» показали, что из 60 109 обращений, поступивших на портал «Открытый диалог» в период с 1 сентября 2019 года по 30 сентября 2020 года, 1 347 обращений или 2,4% содержали информацию о столкновении заявителей с коррупцией либо некачественной работой государственных органов, волокитой, превышением должностных полномочий и этическими нарушениями.
В 41% обращений содержалась информация о ранее направленных обращениях в любую из бюджетных организаций или в государственный орган (включая ЦОН) для решения какого-либо вопроса. Однако отсутствие ответов стало причиной того, что 30,3% заявителям пришлось обращаться вновь либо в адрес других руководителей.
Жалобы, связанные с непредставлением ответа на запрос поступали в основном на блог-платформы руководителей Комитета государственных доходов, председателя Агентства по противодействию коррупции, министров труда и социальной защиты, финансов, юстиции, образования и науки, внутренних дел, Агентства по делам государственной службы, а также акимов Алматинской и Павлодарской областей и г. Нур-Султан. В 80% случаев ответы не предоставили сотрудники этих же ведомств.
Чаще среднего показателя по стране сталкивались с необходимостью решения вопросов неформальным путем в: г. Алматы, Алматинской, Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Туркестанской, Жамбылской областях, гг. Шымкент и Нур-Султан.
Чаще всего заявители обращались с жалобами на блоги Председателя Агентства по противодействию коррупции министров внутренних дел, финансов, здравоохранения, юстиции, труда и социальной защиты и Председателя Комитета государственных доходов МФ РК, министра цифрового развития. На уровне местных исполнительных органов жалобы чаще поступали на блог-платформы акимов Алматинской и Павлодарской областей, г. Алматы.
Чаще других из 32 тестируемых госорганов, в стенах которых происходили неформальные случаи, назывались: полиция; акимат вашего района; государственные больницы и поликлиники; налоговый департамент; частные судебный исполнители. На долю этих 5 учреждений приходится две трети всех отмеченных случаев коррупционного взаимодействия граждан с государственными органами.
Ситуационный анализ коррупционных практик позволяет сделать вывод о том, что на вовлеченность в коррупцию имеет степень заинтересованности получателя в услуге. Анализ описаний коррупционных ситуаций показал, что основными мотивами для неформального решения вопроса выступал: избежать волокиты; получить услугу, которую по тем или иным причинам нельзя получить официальным путем; гарантировать решение вопроса в своих интересах; по-другому услугу и разрешение получить не выходит.
С точки зрения заявителей, которые в своих обращениях сообщили, что при обращении в государственные органы столкнулись с коррупцией, инициаторами неформального решения вопросов чаще выступали работники учреждений, чем граждане – 43,4% против 14,6% (в 2019 году 62,1% против 6,8% соответственно). На долю посредников приходится 27,8% (в 2019 году - 31%) случаев.
При этом госорганами, в которых инициаторами выступают сами граждане, были обозначены акимат и прокуратура.
Сотрудники следующих ведомств, исходя из анализа содержания жалоб, проявляли инициативу неформального решения вопросов чаще других: Полиция; Государственные больницы и поликлиники; Акимат; Суды; Прокуратура; ЦОН (Правительство для граждан).
По сообщениям заявителей, чаще других из работников госструктур в коррупционных сделках участвуют специалисты/инспектора/медицинский персонал (42,8%), руководители (44,1%).
В большинстве случаев заявители сообщали, что в случае столкновения с коррупцией, предметом сделки всегда выступали денежные средства, минимальная сумма платежа составила 80 тыс. тенге, максимальная –10 тыс. долл.
В ходе анализа получено 1 602 описания случаев попадания заявителей в коррупционную ситуацию при взаимодействии с госорганами или госучреждениями, некачественного оказания государственных услуг или рассмотрения обращения, отсутствия ответа на запрос и обращение. По мнению заявителей, основными нарушениями стали:
1. Волокита;
2. Бездействие государственных органов в рассмотрении и решении вопросов заявителей;
3. Некомпетентность сотрудников;
4. Технические ошибки и некорректные сведения в государственных базах данных, из-за которых заявители ограничены в получении услуг или имеют незаконные задолженности;
5. Необоснованные отказ в предоставлении услуги;
6. Этические нарушения, грубость;
7. Нарушения чиновниками процедур, прописанных в законодательстве;
8. Превышение должностных полномочий;
9. Коррупция;
10. Вымогательство взятки;
11. Конфликт интересов у сотрудников правоохранительных органов и судей;
12. Сговор полиции с противоположной стороной;
13. Мошенничество госслужащих и сотрудников ЦОНа;
14. Давление на заявителей;
15. Формальный ответ, отписки;
16. Многократное перенаправление запроса по кругу;
17. Формализм и халатность в рассмотрении запроса, предоставлении услуги;
18. Укрывательство преступления сотрудниками правоохранительных органов;
19. Фальсификация документов или материалов дела;
20. Многократное необоснованное закрытие дела.
Оценка антикоррупционной политики. В рамках анализа жалоб на портале «Открытый диалог» установлено, в адрес каких государственных органов либо общественных институтов заявители высказывали доверие. В сравнении с 2019 годом, их число сократилось до Президента, Премьер-министра, Председателя Агентства по противодействию коррупции, министра внутренних дел и министра юстиции.
Концепция «слышащего государства» и Covid-19. Целью проведенного анализа жалоб, поступивших на портал «Открытый диалог», ставилось изучение коррупционного опыта у граждан с последующим определением наиболее подверженных коррупции государственных институтов, должностей и регионов с высоким восприятием коррупции. Однако стоит отметить ряд обращений граждан и юридических лиц, которые были направлены как 2019 году, так и во время карантинных ограничений 2020 года и касались отсутствия либо некорректного и юридически сложного разъяснения правил, нормативов в отдельных сферах.
К примеру, с сентября 2019 года зафиксирован рост числа жалоб в адрес министра цифрового развития по поводу некачественной работы компаний-монополистов, предоставлявших услуги мобильной связи или интернета. Бездействие в реагировании министерства проявились рядом проблем с переходом на удаленный формат учебы и работы значительной части казахстанцев в 2020 году с началом карантина.
Бездействие Комитета государственных доходов в устранении технических проблем при актуализации информации между порталами государственных электронных закупок и базой налогоплательщиков ограничило ряд компаний в праве на участие в тендерных конкурсах, поскольку априори у компаний низкий уровень финансовой стабильности. Заявители были вынуждены многократно обращаться с просьбой корректировки вручную данных по уплаченным налогам.
Отсутствие информации для юридических лиц по обновленным формам налоговых деклараций в начале 2020 года, а также коллизии в сроках подачи оплаты корпоративного подоходного налога и декларации по нему, стали причиной тотальных приостановок счетов субъектов бизнеса в период карантина.
Карантин и ограничения, с ним связанные проявили ряд проблем социального характера, как, к примеру, категории граждан, не охваченные страховкой в рамках системы ОСМС. Отсутствие внятной информации по процедурам начисления выплат от государства привели к повальному числу запросов в адрес министров труда и социальной защиты, налоговой службы, министра здравоохранения, на которые ответы предоставлялись в сложном для понимания формате без разъяснения конкретных требований и пошаговых мероприятий. В целом, некорректные ответы, бездействие, формальный подход к объяснению требований и действий, а также решению проблем, с которыми обращались заявители, стали причиной дальнейшего нарушения прав заявителей и провоцировали их на решение проблем неформальным способом, повышали социальную напряженность.
Результаты социологического опроса также зафиксировали рост популярности услуг посредников и «помогаек», к которым стали обращаться респонденты, оказавшиеся в информационном вакууме, для оказания содействия в оформлении документов или получении услуг.
Таким образом, анализ сопутствующих жалоб, массово поступавших на портал «Открытый диалог», не касавшихся напрямую коррупции, относится к проблеме выстраивания качественной коммуникации органов власти с услугополучателями.
4. Рекомендации. На основании полученных данных в адрес регионов, государственных органов и должностей разработаны рекомендации, которые детальны и связаны с акцентом на ревизию причин коррупции, переход на бесконтактный способ оказания услуг с ужесточением контроля и неотвратимостью наказания за нарушения.
Помимо этого представляется важным проводить антикоррупционную пропаганду с акцентом на разъяснение способов защиты информаторов, уделяя ключевую роль простым формам подачи информации теми субъектами, к которым респонденты высказали наибольший уровень доверия.
В регионах и государственных органах с низким уровнем коррупции наряду с изучением коррупционного опыта и восприятия уровня коррупции представляется целесообразным переходить к анализу устойчивости деятельности институтов, как например National Integrity System Transparency International и последующим распространением их опыта на коррумпированные органы и сферы деятельности.