Каким станет постковидный Алматы?

Главные вкладки

окт 02, 2020 / 0 комментарии

Беспрецедентным летом-2020 безработица коснулась практически всех сфер, однако спрос на рабочие руки для благоустройства алматинских улиц был стабильно высоким. За несколько месяцев наши дворы сильно изменились, что ждет город дальше? Мы спросили об этом главного архитектора Алматы Алмасхана АХМЕТЖАНОВА и главного консультанта города по вопросам урбанистики Рикардо МАРИНИ. 

- Эпидемия COVID-19 вынудила людей старшего и младшего возраста, а также многих работающих алматинцев постоянно находиться дома, – рассказывает Алмасхан Ахметжанов, руководитель управления городского планирования и урбанистики Алматы. – Для того, чтобы дети и взрослые могли провести время на свежем воздухе, соблюдая социальную дистанцию, нужно больше детских площадок, оборудованных всем необходимым. Поэтому во всех районах города локально ремонтируют или устанавливают новые детские площадки, реконструируют скверы, парковые и рекреационные зоны. Нельзя забывать о людях с ограниченными возможностями, они должны комфортно чувствовать себя в городе – и на дорогах, и на прогулках. 
 

Замена бордюров, ремонт тротуаров, подчеркивают в акимате города, ведется с учетом потребностей горожан, например, создаются удобные пандусы или расширяются существующие. Также важно то, что ремонтные работы ведутся в рамках «Дорожной карты занятости», это позволяет обеспечивать работой сотни алматинцев, что особенно актуально в пост-карантинный период.
 

Есть проекты, которые находятся в стадии разработки в рамках концепции «Алматы – город без окраин». Например, в Наурызбайском районе, самом «молодом» районе города, будут строить Центр инновационного творчества и Физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК). Такой же спорткомплекс будет создан в Алатауском районе.
 

Там же запланировано строительство теннисного центра общей площадью более 5 тыс. м2. В Медеуском районе недавно построен музыкальный центр на 100 мест, строятся спортивно-медицинский центр и универсальная школа с центром детского развития – эти проекты реализуются с привлечением частных инвестиций.


– Какие коррективы в программу развития города внес COVID, и изменится ли город под его влиянием?

–  Конечно, мы стараемся оперативно реагировать на ситуацию, поэтому основные силы город бросил на объекты здравоохранения, – отметил Алмасхан Ахметжанов. – Для обеспечения медицинскими услугами только до конца этого года в Алматы запланировано строительство и ремонт 9 объектов здравоохранения. 
 

В частности, отметил архитектор, в Турксибском районе построят поликлинику, рассчитанную на 500 посещений в день, и семейно-врачебную амбулаторию. В Медеуском районе с привлечением частных инвестиций строится спортивно-медицинский центр. В Наурызбайском районе запланировано строительство 2-х поликлиник, на 300 и 500 посещений в день. В Жетысуском районе построят две поликлиники на 200 и 240 посещений и физкультурно-оздоровительный комплекс.
 

В Алатауском районе будет построена инфекционная больница.

– И, конечно, мы будем уделять более пристальное внимание качеству организации общественных пространств, спрос на которые сильно вырос во время карантина, подчеркнул он. 

– Архитектура и генеральное планирование должны измениться и адаптироваться к новым знаниям о том, что делает место хорошим для людей, – убежден Рикардо Марини, урбанист, директор Urban Living по плейсмейкингу. – Старый советский подход к созданию шаблонов или «американская мечта» о полной зависимости от автомобиля показали свою несостоятельность. Т.к. создают серьезные проблемы с точки зрения качества воздуха и воздействия на здоровье. Я считаю, что более пристальный фокус на проблемах здоровья человека повлечет за собой реальные изменения в части создания здоровых зданий и здоровых мест.


– Это значит – перестроить все здания и снести скамейки?

– Это значит пересмотреть стандарты поведения с точки зрения дистанцирования и взгляды на общественные пространства, – поясняет Рикардо Марини. – Поэтому так важно создать парки хорошего качества и места, которые позволят людям проводить больше времени на свежем воздухе. Скамейки в них должны быть расположены так, чтобы обеспечить необходимое дистанцирование.


– Какие страны, по вашему мнению, за эти 6 месяцев смогли достойно ответить на вызовы пандемии с точки зрения организации городской среды?

– Мэр Парижа Энн Идальго последовательно превращает город из пространства, где автомобили доминируют над людьми, в город для людей, – считает Рикардо Марини. – Она расширяет велосипедную и пешеходную сеть по всему городу. А еще она уделяет внимание загрязнению городской среды не только выхлопами автомобилей, но и шумом. Она ввела систему штрафов для транспортных средств, особенно мотоциклов, которые генерируют громкий шум. В Милане заместитель мэра Пьер-Франческо Моран убирает парковки во многих общественных местах, чтобы облегчить пространственное дистанцирование. По программе «Открытых улиц» в Милане высаживаются тысячи деревьев, за лето 35 км дорог перепрофилированы в улицы, удобные для людей. Вот примеры того, что города могут и должны делать. 


– Алматы разрастается, какие проблемы это принесет?

–  Алматы растет и развивается – и это хорошо, но рост ставит много вопросов перед любым глобальным городом.  Расширение охвата пригородных районов и спутниковых поселений неизбежно, однако это должно быть сделано с четкой последовательной стратегической целью, – говорит Рикардо Марини. – Первое, что должно быть сделано – обеспечение хорошего качества общественного транспорта, который свяжет эти районы и позволит избежать транспортного коллапса. В 2015 году, когда я был директором Gehl Architects, мы подготовили исследование для Алматы. По нашему мнению, город может быть более плотным. Одна из самых больших проблем города – качество воздуха, и для ее решения необходимо сделать две вещи: перевод ТЭЦ на более чистое топливо и сокращение автомобильного трафика. Кроме того, уплотнение подразумевает развитие малого бизнеса, то есть такая городская среда станет еще и более успешной экономически.