Смена ориентира
Главные вкладки
Формальное соблюдение банками требований к системам управления рисками и неэффективное корпоративное управление потребовали смещения фокуса регулирования с предписанных требований к принципам, позволяющим БВУ качественно управлять рисками. В Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) рассказали «Деловому Казахстану» о смене ориентиров в банковском надзоре.
Для сохранения устойчивости и конкурентоспособности финансового рынка агентством были приняты меры по максимальному приближению системы регулирования и надзора финансового рынка к международным стандартам. «АРРФР утвердило требования к системам управления рисками в новой редакции, структура которой выстроена в соответствии с методологией, внедренной надзорной моделью SREP (Supervisory Review and Evaluation Process), используемой в странах Европейского союза», – сообщили в пресс-службе АРРФР.
Модель SREP в действии
Каждый из банков ЕС ежегодно проходит процедуру оценивания в рамках SREP. Для 118 системно значимых банков (общие активы составляют около 82% банковской системы) это делает напрямую Европейский Центральный банк, менее значимые банки оцениваются национальными регуляторами.
Депозитные организации оцениваются по четырем направлениям. Первое – оценка бизнес-модели. Регулятор оценивает, насколько бизнес-модель банка позволяет ему успешно функционировать на горизонте до трех лет. Например, БВУ, большая часть кредитного портфеля которого сконцентрирована в отрасли коммерческой недвижимости, будет очень зависимым от этого рынка и более уязвимым по сравнению с банком, портфель которого более диверсифицирован.
Второй пункт касается корпоративного управления и риск-менеджмента. Оценивается, насколько организационная структура банка, а также квалификация его руководства и ключевых подразделений позволяет эффективно управлять структурой с учетом размера и уровня сложности проводимых операций.
Третье направление – риски капитала. Делается вывод относительно того, насколько капитал банка достаточен для покрытия убытков в результате реализации рисков, присущих его деятельности. При этом сам перечень рисков может отличаться для каждого финучреждения: для одного это может быть кибер-риск, а для другого – падение цен на государственные ценные бумаги.
Ну и последний, четвертый момент – это риски ликвидности и фондирования. Производится оценка того, насколько банк готов к оттоку средств вкладчиков, в том числе в условиях кризиса, когда такие оттоки значительно увеличиваются.
«С пересмотром банками внутренних систем управления рисками с учетом новых требований, ожидается, что банки будут проводить качественную оценку, контроль и мониторинг рисков исходя из их бизнес-модели и стратегии риск-аппетита», – объясняют в пресс-службе регулятора.
Кроме того, новая редакция систем управления рисками позволит освободить совет директоров банков от рассмотрения излишней и неэффективной управленческой отчетности, а также усилить контроль СД над процессом управления рисками.
Изменится ли compliance* – контроль в БВУ
Функционально роль комплаенс-риска, с принятием систем управления рисками в новой редакции, не изменилась, заверяют представители АРРФР. При этом, введение риск-ориентированного подхода позволит подразделению по комплаенс-контролю сместить политику управления за комплаенс-риском с формальных требований на превентивное и создать эффективную комплаенс-культуру в банке в зависимости от бизнес-модели и риск-аппетита банка.
«В целом как введение риск-ориентированного надзора, так и принятие сопутствующих нормативных правовых актов направлено в первую очередь на обеспечение финансовой стабильности банковского сектора, недопущение ухудшения финансового положения банков и увеличения рисков, связанных с деятельностью банков», – объясняют в АРРФР.
По итогам недавно проведенной оценки качества активов банков (AQR) надзорным органом разработаны индивидуальные рекомендации по каждому банку, предусматривающие улучшение внутренних политик и процедур с учетом новых требований к системам управления рисками.
«Таким образом, банки должны обращать больше внимания на наиболее уязвимые места в своей деятельности, а надзорный орган сможет оценить эффективность системы управления рисками и принимаемых превентивных мер тем или иным банком и применить соответствующие меры воздействия при необходимости. Учитывая вышеизложенное, минимизация рисков в деятельности банков и финансовая стабильность банковского сектора обеспечат защиту законных интересов депозиторов, кредиторов, клиентов и корреспондентов банков», – подчеркивают представители регулятора.
Рынок
Процесс внедрения нового надзора только начался, поэтому Агентству по регулированию и развитию финансового рынка предстоит проделать огромную работу, чтобы соответствовать стандартам ЕС. Необходимы как разработка и постоянное совершенствование методологии оценки, так и обучение сотрудников надзорного блока для ее надлежащего применения. Кроме того, механизм трансформации результатов оценки в дополнительные требования для банков должен быть максимально прозрачным для того, чтобы избежать в будущем обвинений в двойных стандартах.
«Нужно отдать должное регулятору, он последовательно идет к риск-ориентированному надзору. Мы это ощущаем и по своему банку, и видим по коллегам. У нас были выявлены определенные недочеты в рамках AQR, мы их устраняем, они некритичны», – признается глава ВТБ (Казахстан) Дмитрий Забелло.
Спикер говорит, что банкам будет нужно совершенствовать корпоративное управление и управление рисками, чтобы соответствовать новым требованиям регулятора. При этом необходимо найти подход, который позволит реализовать эти изменения максимально быстро, чтобы в дальнейшем конвертировать их в повышение эффективности своего бизнеса.
«Отчасти введение дополнительных мер регулирования деятельности БВУ можно назвать ужесточением надзора. Но на сегодняшний день это вызвано текущей ситуацией в банковском секторе, а также общей экономической ситуацией в стране и мире. Ужесточение надзора за БВУ должно дать положительный эффект в плане оздоровления банковского сектора РК», – уверен Сергей Полыгалов, финансовый аналитик.
Вряд ли стоит ожидать введения в ближайшее время индивидуальных требований к собственному капиталу банков. Если придерживаться практики ЕС, то АРРФР должно сначала изменить действующие требования к оценке достаточности капитала в части учета рыночного и операционного риска и ввести буферы капитала. Кроме того, не стоит забывать, что многие банки все еще находятся в процессе выполнения действующих программ капитализации.
«Новые инструменты оценки деятельности БВУ нацелены на более раннее выявление возможных проблем в банковской сфере и их решение. Предыдущий опыт показал, что недостаточность мер регулирования может привести к появлению труднорешаемых проблем, – считает Сергей Полыгалов. – Более раннее ужесточение надзора над деятельностью БВУ помогло бы избежать превентивных мер в отношении банковского сектора и излишних затрат бюджетных средств».
В частности, не пришлось бы лишать лицензий и прекращать деятельность некоторых банков (только в 2018 году было закрыто 5 банков), не пришлось бы государству принимать меры для списания кредитов населению (государством на списания задолженностей было потрачено 105,7 млрд тенге).
«Сам термин «ужесточение», я думаю, в данном случае относителен. Скорее можно говорить о том, что ранее надзор со стороны регуляторов был более лояльным. НБ вводит дополнительные инструменты надзора не с целью усилить давление на банковский сектор, а с целью привести процессы к международным стандартам, что позволит в будущем избежать стрессовых ситуаций и улучшить работу банковской сферы», – заключает финансовый аналитик.
* Compliance (комплаенс), в переводе с английского – соответствие. Комплаенс – это внутренний контроль за соответствием деятельности компании, банка законодательству.