Как падение рубля отразится на тенге?

Primary tabs

Sep 18, 2020 / 0 comments

Российские экономисты прогнозируют, что в сентябре-октябрь рубль будет девальвирован. Ослабление ближайшего соседа несет риски негативной динамики тенге. Как изменится курс нашей валюты и как государственное стимулирование укрепления тенге?

Ослабление российского рубля в последние недели спровоцировали слухи о новой девальвации. С начала года рубль ослаб на 21%, оказавшись в группе самых пострадавших вместе с турецкой лирой, бразильским реалом и южноафриканским рандом. А накануне в интернет-рекламе появились противоречивые прогнозы о судьбе российского рубля - часть экспертов предсказывает его временное укрепление, тогда как другие допускают отключение российских банков от расчетов в долларах.

Потенциальное ослабление российской валюты как одной из основных стран – торговых партнеров Казахстана несет риски негативной динамики для тенге. Как в дальнейшем изменится курс тенге, разбирались аналитики FinReview.info.

 

Какие риски и условия сопутствуют девальвации рубля?

Самый очевидный фактор – это постпандемийный период. Возможно, что второй волны распространения инфекции удастся избежать и необходимости повторного ввода ограничительных мер не возникнет. Однако возможен и иной случай – если Азия и Европа будут накрыты второй волной, а следом – и Россия. Это приведет к вводу новых стабилизирующих мер внутри страны, что может существенно замедлить восстановление экономической активности.

Следующим риском выступает возможное ухудшение ситуации на нефтяном рынке. Сейчас ценообразование нефти по-прежнему зависит от выполнения странами-экспортерами достигнутых договоренностей в рамках ОПЕК+. В случае их нарушения цена Brent может опуститься до 35-40 долл. США за баррель, что в свою очередь ослабит курс рубля.

В качестве третьего риска следует отметить снижение Центральным банком России базовой ставки до исторического минимума в 4,25%. Обычно это приводит к увеличению денежной массы в свободном обращении в экономике, из-за снижения доходности депозитов и увеличения доступности кредитов. А значит, больше денег будет тратиться на приобретение товаров и услуг. То есть внутри страны рубль становится более востребованным, однако для инвесторов его привлекательность снижается, так как сужается дифференциал с валютами развитых стран.

Четвертой угрозой является сохраняющаяся опасность введения новых санкционных мер против России, а это никогда хорошо не влияет на валюту.

Уже сейчас российская валюта оказалась самой волатильной в «большой двадцатке». Именно угроза новых санкций в условиях проводимой в России политики плавающего курса усилила волатильность рубля. Поэтому прогнозы по его изменению к американскому доллару должны учитывать риски введения новых санкционных мер.

Прогнозируя рост нефтяных цен, некоторые аналитики по-прежнему придерживаются позиции об усилении рубля. Связывается это в первую очередь с событиями в столице Ливана и выходом оценок Американского института нефти, в которых говорится о том, что запасы углеводорода в США снизились на 9,4 млн баррелей.

Вероятнее, что цена нефти расти не будет, а средняя ее стоимость до конца года сохранится на уровне 42,75 долл. США за баррель. Это связано с тем, что вслед за потреблением растет и добыча нефти. Страны ОПЕК+ еще весной договорились о сокращении добычи, которое действовало до 1 июля. То есть в последующие месяцы они начали постепенно смягчать ограничительные меры, наращивая добычу пропорционально спросу.

Сейчас рынок нефти практически стабилизировался – после критического роста мировых запасов нефти на 6,4 млн баррелей в сутки в первой половине 2020 года затоваривание рынка пошло на спад и во втором полугодии оно ориентировочно снизится на 4,2 млн баррелей в сутки.

Безусловно, со временем стоимость нефти может вернуться к 60 долл. США за баррель, но это произойдет поступательно. Текущие котировки на рынке – это своеобразный консенсус импортеров и нефтедобытчиков. Так, в условиях мирового экономического спада странам необходимы дешевые углеводороды, которые являются жизненно необходимым источником энергии. При этом слишком дорогая нефть замедлит экономический рост, а слишком дешевая – невыгодна нефтедобытчикам. Поэтому равновесной стоимостью, удовлетворяющей как импортеров, так и экспортеров, является 40-60 долл. США за баррель.

Таким образом, до конца года цены на нефть останутся стабильными. А значит, рынок углеводородов не обеспечит укрепление рубля, наоборот, российская экономика теряет золотые резервы, перекрывая нехватку нефтедолларов.

Экономисты прогнозируют, что до конца года курс рубля достигнет 80-85 рублей за доллар.

Сейчас достаточно сложно предугадать, насколько будет девальвирован рубль, так как степень давления перечисленных факторов на валюту зависит от их масштабов. Однако уже сейчас очевидно, что до конца года российская валюта ослабит свои позиции до 80-85 рублей за доллар США. А в случае повторного ухудшения эпидемиологической ситуации и очередного ввода крупных антироссийских санкционных мер не исключено достижение отметки 90 рублей за доллар США.

Девальвирует ли тенге вслед за рублем?

Многих казахстанцев волнует то, что именно будет происходить с тенге в дальнейшем. Ведь в сети нередко появляется информация о потенциальной привязке тенге к рублю, что провоцирует обсуждение о предстоящем падении нашей валюты вслед за российской.

Привязка валют означает, что тенге должен обладать такой же ценностью и стабильностью, как рубль. Безусловно, российская валюта оказывает влияние на тенге, так как Россия является одной из основных стран – торговых партнеров Казахстана. Однако привязки валют по факту нет. Так как с начала года рубль ослаб на 21% по отношению к доллару США, а тенге на 11,4%. 

При этом курс нашей валюты по отношению к российской варьировался от 5,3 до 6,2 тенге за рубль. То есть столь значительный разброс паритета указывает на то, что рубль не единственный превалирующий фактор, влияющий на курс тенге.

Наш обменный курс формируется из локальных и внешних факторов, включая движение нефтяных цен, динамику притока иностранных инвестиций и ситуацию с распространением коронавирусной инфекции. Соответственно, учитывая стабилизацию этих факторов, можно говорить и о стабильности курса тенге, который до конца года будет находиться в интервале от 410 до 430 тенге за доллар США.

 

Казахстанская валюта может укрепить свое положение

Укрепление казахстанской валюты возможно в случае восстановления финансового рынка и возобновления роста реальных секторов экономики. Очевидно, что до конца года стоимость нефти не вернется к прежнему уровню в 60 долл. США за баррель, а значит Казахстану остро необходимо развивать несырьевые сектора экономики, и в частности МСБ.

Однако в кризисный период государство не может позволить себе масштабно субсидировать экономику, потому что эти средства необходимы для восстановления рынка. Поэтому сейчас возникает особая необходимость в привлечении иностранного капитала. Но тенденция последних месяцев показывает снижение в 2020 году глобальных инвестиционных потоков на 40%.

Иными словами, страны начнут гонку за инвестициями. И в данном вопросе у Казахстана есть несомненное преимущество в виде Международного финансового центра «Астана».

Уже за два года официального функционирования финцентр привлек внимание иностранных компаний – по последним данным, участниками МФЦА стали 545 компаний из 42 стран мира. В совокупности участники финцентра инвестировали 444 млн долл. США в такие казахстанские сектора как развитие финансовых технологий, строительство, сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность. При этом инвесторы и дальше намерены вкладывать в экономику Казахстана, а объем инвестиционных поступлений в ближайшее время может вырасти до 3,5 млрд долл. США.

Финцентр также развивает портфельные инвестиции, которые позволяют стимулировать рост экономики без предоставления инвесторам возможности управления предприятием или проектом. Уже через биржу Astana International Exchange (AIX) объем привлеченного капитала достиг порядка 4,6 млрд долл. США.

Таким образом, за короткое время МФЦА не просто используется инфраструктура для интеграции в глобальную финансовую систему. Дальнейшее его развитие будет укреплению экономики, укреплению финансового сектора, как следствие, приведет к усилению курса тенге.