В Алматы митинги можно проводить в 24 местах
Primary tabs
Законопроект "О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан" прошел длительный процесс обсуждения и согласования с общественностью. На этапе презентации концепции законопроекта состоялись общественные слушания в нескольких городах страны, дискуссии на различных онлайн-площадках, передает zakon.kz.
В деятельности рабочей группы в Мажилисе приняли участие известные общественные деятели, члены Национального совета общественного доверия. Законопроект получил позитивную оценку международных организаций. В частности, глава Офиса программ ОБСЕ в Нур-Султане Дьердь Сабо отметил открытость процесса разработки законопроекта, наличие "живой дискуссии".
Это позволило устранить нарекания и замечания, высказанные общественными деятелями и гражданскими активистами в адрес первоначальной редакции законопроекта. Были сняты все ограничения для деятельности журналистов, введен принцип "презумпции в пользу митинга", который является одним из шести руководящих принципов по свободе мирных собраний, рекомендованным Советом экспертов БДИПЧ ОБСЕ.
В закон были введены нормы, согласно которым пикеты можно проводить практически везде, исключения касаются только мест, находящихся в непосредственной близости от инфраструктурных объектов.
На акиматы была возложена обязанность публиковать в интернете перечень специализированных мест для проведения митингов, а также оперативную информацию об их занятости. Наконец, был установлен уведомительный принцип организации митингов, а срок подачи заявки для их проведение был сокращен до пяти дней (в предыдущем законе 1995 года он составлял 10 дней).
В процессе обсуждения законопроекта в Сенате в него также были внесены поправки, существенно расширяющие права граждан на мирные собрания и упрощающие порядок организации и проведения митингов.
Во-первых, было регламентировано количество специализированных мест для проведения собраний и митингов – их количество должно составлять не менее трех в каждом районе города, причем речь идет именно о центральных частях. В Нур-Султане количество специализированных мест, таким образом, составит не менее 12, в Алматы – 24, в Шымкенте – не менее 12.
Во-вторых, был сокращен перечень обязанностей организаторов митингов с 13 до 10. В частности, была исключена норма, обязывающая митингующих не скрывать свое лицо одеждой или масками – напротив, с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации, связанной с распространением Covid-19, было предусмотрено право организаторов и участников митинга использовать средства индивидуальной защиты, например, медицинские маски.
В-третьих, с 13 до 10 было сокращено количество оснований для отказа в проведении мирных собраний. К примеру, это касается нормы, согласно которой организаторам митинга могло быть отказано в случае, если проведение мирного собрания могло повлечь нарушение работы объектов жизнеобеспечения, связи, создать помехи для транспорта, сохранности зеленых насаждений и малых архитектурных форм, а также могло воспрепятствовать передвижению граждан, не участвующих в митинге. Эта норма была исключена из закона ввиду ее широкого толкования.
Наконец, с 7 до 6 был сокращен перечень оснований для прекращения мирного собрания. Была предусмотрена норма, согласно которой нарушение общественного порядка со стороны отдельных участников митинга не должно служить основанием для его прекращения. Конечно, в случае если эти нарушения были устранены.
Таким образом, открытость разработчика законопроекта, Министерства информации и общественного развития, качественная законодательная работа, проведенная в Парламенте с привлечением общественных деятелей и гражданских активистов, позволяет говорить о том, что новый закон "О митингах" является существенным прогрессом в поступательном демократическом развитии Казахстана, создании плюралистичной, открытой и конкурентной общественно-политической среды.