Дневник Анны Франк: 75 лет спустя…
Primary tabs
Подлинная история, о которой нельзя молчать. В Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая состоялся пресс-показ премьерного спектакля-монооперы Григория Фрида «Дневник Анны Франк», в постановке российского режиссера Алексея Смирнова.
Узница Освенцима и Берген-Бельзен, 13-летняя Анна Франк (1929-1945) стала голосом 6 миллионов евреев – жертв Холокоста. Еще в 1939 году Гитлер предложил уничтожить всех проживающих в Европе евреев. 20 января 1942 года в Берлине, в ходе Ванзейской конференции представители правительства объявили об окончательном решении еврейского вопроса. Затем начались депортации, гонения, введены были расовые законы. Спектакль поставлен на реальных событиях, основанных на дневниках девочки-подростка, ставших историческим документом человеческой трагедии, обличающей истинное лицо самой жестокой войны XX века.
Искренне написанный дневник об ужасах жизни в оккупации заставил мир услышать обо всех трагедиях военного времени. По признанию свидетелей, находившихся в том же лагере, одним было больно говорить обо всем происходящем, а другим стыдно. Анна Франк не успела стать писателем, но сказала миру самое важное о зверском фашизме. В этом году 75-летие Великой Победы совпало с 75-летием со дня смерти Анны Франк. Она умерла в марте 1945 года от сыпного тифа в концлагере Берген-Бельзен, где погибло более 70 000 заключенных.
Записи, сделанные ею в дневнике на нидерландском языке с 12 июня 1942-го по 1 августа 1944 г. в период нацистской оккупации Нидерландов, до сих пор потрясают читателей со всех стран мира. «Дневник Анны Франк» впервые был опубликован ее отцом Отто Франком в 1947 году. Рукопись, ставшая всемирным культурным достоянием, переведена на 70 языков и признана объектом реестра «Память мира» программы ЮНЕСКО.
История – не всегда статистика и факты, а скорее судьбы людей. Полтора миллиона еврейских детей погибли в годы Холокоста. Несмотря на все пережитые ужасы, девочка писала, что все люди по природе своей добры, и до последнего верила в спасение, в человечность.
«Я занимаюсь этой оперой около шести лет, в течение этого времени замысел всей постановки с каждым годом лишь углублялся, становился более точным. За эти годы история жизни Анны Франк для меня стала очень личной. Я рад, что этот спектакль впервые пройдет на сцене исторического театра Казахстана.
Музыкальный язык оперы непростой, так как написан на стыке классического и современного композиторского стилей. Когда мы говорим о трагедии Второй мировой войны – музыкальный язык, который мы используем для этой истории, безусловно, отличается от музыкального языка Моцарта или Вагнера. Это абсолютно другое ощущение времени. Трагедия Холокоста нашла очень точное музыкальное выражение в опере Григория Фрида. История Анны Франк учит нас всегда надеяться на лучшее и проживать каждый день, как последний», – отметил московский режиссер-постановщик Алексей Смирнов.
Иммерсивный (создающий эффект присутствия) спектакль всецело погружает зрителя в атмосферу происходящего. Сопереживание главной героине, разговор о сокровенном, чувство сопричастности вызывают у зрителя необъяснимые эмоции.
При необычной сценографии художницы Елены Бодровой ведущие солистки оперной труппы Венера Алпысбаева и Надия Наденова воссоздают образ юной узницы Освенцима и Берген-Бельзен.
По словам Елены Бодровой, в работе над этой постановкой было важно найти образ тех волнений и переживаний, которые происходили в душе девочки-подростка.
– Для меня, как художника, было важно найти решение и показать зрителю трагедию, пережитую подростком. В работе над спектаклем, постепенно углубляясь в документальные материалы, появился образ чемодана, до которого сжалась вся жизнь Анны Франк. Поэтому в декорациях спектакля есть много тонких нюансов, которые очень символичны и важны для передачи образов и волнующих моментов, происходящих в душе у нашей героини.
Дирижер-постановщик оперы – заслуженный деятель Казахстана Ерболат Ахмедьяров. Зрителя ждет необычный состав оркестра из 15-ти музыкантов, причем размещен оркестр не в оркестровой яме, а практически над сценой, тем самым создается иллюзия парящего звучания музыки.
– Несмотря на сложность сюжета, драматургически опера создана поэтапно, как бы от «мрака к свету». Контраст ощущается с первых нот: беззаботная болтовня героини о школе, об уроках сопровождается сложным потоком звукового поля, символизирующего предвестника приближающейся трагедии. И в дальнейшем, когда текст оперы повествует об ужасах происходящего, музыкальная часть произведения символизирует ясный, душевный мир человека, противопоставляя его трагедии происходящего. Композитору удается с помощью музыкальной линии передать перепады в настроении подростка: от лирических чувств к озорству, от веселья к печали, – поясняет директор театра Ая Калиева.
Готовясь к долгожданной встрече со зрителем и заботясь о его безопасности, театр ввел дополнительные правила посещения, которые предусматривают масочный режим, социальную дистанцию и новые условия рассадки в зрительном зале.