Байден «перекроет» газ?
Primary tabs
Что может измениться на рынке нефти и газа с приходом к должности нового президента США? В январе этого года Джо Байден вступит в Белый дом в качестве главы государства, которое в настоящее время является лидером мировой добычи нефти. Он также начнет свою работу в условиях очень «хрупкого», по выражению экспертов консалтинговой компании Wood Mackenzie, состояния глобального рынка нефти, когда страны – члены ОПЕК+ пытаются обуздать кризис перепроизводства в ожидании восстановления спроса на нефть.
Внимание мировой общественности будет приковано к тому, каким образом администрация Байдена найдет тонкий баланс между интересами традиционного американского нефтегазового сектора, переживающего масштабный кризис, и реализацией целей политики «чистой энергетики», объявленной Байденом в качестве одной из самых приоритетных предвыборных задач.
$2-триллионный план
Как мы уже отмечали в предыдущих выпусках, основой экономической политики нового президента станет реализация $2-триллионного плана по масштабному инвестированию средств в проекты возобновляемой энергетики, которые в ближайшие 15 лет выдавят традиционные источники энергии из потребления.
В частности, эта участь ожидает природный газ, который пока является доминирующим видом топлива для американских домохозяйств и электроэнергетических станций. Однако уже в настоящее время природный газ теряет в конкурентоспособности по сравнению с возобновляемыми источниками энергии. Согласно недавно опубликованному отчету BloombergNEF, примерно в 70% странах мира солнечная и ветровая энергетика в настоящее время стоят дешевле, чем природный газ.
В США, по информации Bloomberg, со ссылкой на Lazar Ltd., солнечная и ветровая энергия даже дешевле, чем наиболее эффективный тип газотурбинного топлива. По выражению экспертов Bloomberg, грамотно сбалансированная федеральная политика может быстро привести к тому, что газ выйдет из широкого потребления к 2035 году или даже ранее. По мнению многих экспертов, участь природного газа будет сродни судьбе угля, устаревание которого произошло намного быстрее, чем ожидалось.
Несмотря на такие мрачные для рынка газа прогнозы, в краткосрочной перспективе, по мнению экспертов, сектор природного газа получит некоторые преимущества от президентства Джо Байдена. В частности, предложение Байдена по ограничению добычи нефти и газа на федеральных территориях может привести к снижению объемов выпуска, что отразится на росте цен и улучшении прибыльности американского газового экспорта.
Ожидаемое с приходом Байдена потепление отношений США с Китаем также может дать дополнительный толчок американским газовым экспортерам в плане расширения рынков сбыта. Однако рост цен в дальнейшем приведет к обратному эффекту, и агентство Bloomberg, в частности, напоминает, что производство электроэнергии на основе газового топлива будет страдать от высоких издержек.
В этом зимнем сезоне, в частности, в США ожидается снижение производства электроэнергии на 5,7% по сравнению с прошлым годом, что исключительно связано с относительно высокими ценами на газ. И эти прогнозы были сделаны Агентством по энергетической информации даже с учетом ожиданий по наступлению холодной зимы, что обычно влияет на повышение спроса на электроэнергию и, следовательно, газ.
По «стопам» угля
По мнению экспертов, газ столкнется с тем же, что произошло на рынке угля, который был выдавлен из использования, когда администрация Обамы ввела новые экологические требования, повысившие затратность угольного сектора. В частности, это относится к «Стандартам по содержанию ртути и других токсичных элементов в воздухе», принятых в 2012 году, а также план Обамы по чистой энергетике 2015 года, нацеленный на сокращение парниковых выхлопов американскими электростанциями. Эти меры, как известно, ускорили гибель угля в американской экономике.
Администрация Байдена, скорее всего, предпримет аналогичные меры и введет новые, даже более строгие, ограничения на дальнейшее сокращение парниковых газов электроэнергетическими станциями. Эксперты также ожидают, что Байден может вернуть и усилить меры по утечке метана предприятиями газового сектора (эти правила были аннулированы администрацией Трампа).
Два этих подхода могут привести к повышению издержек электроэнергетических станций, работающих на газовом топливе. И это будет сделано без введения прямых запретов на использование самого топлива. По мнению многих аналитиков, Байден все же не пойдет на прямолинейную атаку, с которой Обама «бросился» на уголь. Политика Байдена будет направлена на то, что газовому сектору будет все сложней конкурировать с возобновляемыми источниками энергии. И в настоящее время многие компании уже активно инвестируют в турбинные установки, работающие на возобновляемом водороде. В частности, это относится к таким гигантам, как NextEra Energy Inc. и Entergy Corp.
Чистые ориентиры
В целом, по мнению экспертов Wood Mac, центральную роль в энергетической политике Байдена будет играть офшорная ветряная энергетика. Дело в том, как подчеркивает Wood Mac, этот сегмент приведет к привлечению миллиардных инвестиций и созданию нескольких десятков тысяч рабочих мест. В случае, если администрация Байдена получит поддержку со стороны Конгресса на расширение федеральных налоговых кредитов для компаний, работающих в сфере возобновляемой энергетики, то следует ожидать стремительный рост инвестиций в ветряную энергетику США.
В широком плане ключевыми аспектами политики Байдена в области изменения климата станут снижение уровня метана при нефте- и газодобыче; запрет на выдачу новых разрешений на добычу нефти в федеральных земельных и водных ресурсах. По мнению специалистов Wood Mackenzie, администрации нового президента удастся реализовать эти цели даже без поддержки потенциально республиканского Сената.
Запрет Байдена на добычу нефти на федеральных территориях, по их мнению, окажет минимальное влияние на оншорную (наземная) добычу нефти и больше затронет офшорное производство. Однако, по мнению Wood Mac, даже в случае отрицательного влияния мер Байдена на офшорную добычу (морская добыча) это не приведет к серьезным материальным потерям для американских производителей в ближайшее десятилетие.
На наш взгляд, опасения по поводу того, что Байден «уничтожит» нефтегазовую отрасль, вряд ли оправдаются. Международные эксперты сомневаются, что масштабный $2-триллионный план Байдена по отходу от углеводородных ресурсов и «озеленению экономики» вряд ли будет реализован в полном объеме. Во многом этот скептицизм продиктован тем, что администрация Байдена встретит серьезное сопротивление со стороны республиканцев и центристских демократов, которые будут препятствовать «захоронению» традиционной углеводородной экономики.
Планы и противодействия
По мнению многих экспертов, пока еще рано говорить о том, что США готовы к достижению безуглеводородной электроэнергетики к 2035 году. Этот процесс, как уверяют скептики, будет затратным и очень сложным, а планы Байдена по увеличению ставки корпоративного налога с 21% до 28% и использование бюджетных средств для финансирования таких прорывных проектов будут горячо оспариваться в Сенате.
Другой, даже более весомой проблемой на пути «уничтожения» нефти является вопрос безработицы и инвестиций. По мнению Wood Mac, Байден может запретить выдачу федеральных разрешений на инфраструктурные проекты в нефтегазовой отрасли, включая строительство трубопровода KeyStone XL. Он также может положить конец на разведку и добычу нефти в федеральных водных ресурсах, что приведёт к 30%-ному снижению офшорной добычи нефти к середине 2030 годов (по сравнению с тем, что могло бы быть без введения запретов). Однако, согласно экспертам Wood Mac, Байдену будет очень трудно получить одобрение Сената на увеличение государственных расходов на цели создания новых рабочих мест для заполнения «вакансий», высвобожденных в нефтегазовом секторе.
Зеленая команда Байдена
Как бы то ни было, первые шаги Байдена, предпринятые после избрания на пост президента, показывают, что основным фокусом его политики все же будет оставаться вопрос изменения климата и постепенный отход от углеводородной энергетики. В частности, об этом говорит выдвижение Аруна Мажумдара в лидеры команды по вопросам перехода к возобновляемой энергетике.
Арун работал основателем и директором Агентства перспективных исследований Министерства энергетики США в период нахождения на посту президента Барака Обамы. Он также служил в качестве вице-президента по энергетике в компании Google. Кроме Аруна в переходную команду по вопросам энергетики вошли Триша Миллер, которая курирует чистую энергетику в Gates Ventures, а также Рама Закария из Фонда по защите окружающей среды. Кроме того, команду для будущего руководства Агентства по защите окружающей среды возглавляет Патрис Симмс из Earthjustive, неправительственной некоммерческой правовой организации. Ориентир на эти кадры лишний раз подчеркивает, что администрация Байдена сфокусируется на проектах в области чистой энергетики.