Уйти и не вернуться
Primary tabs
Национальный банк объявил, что в 2021 году направит усилия на создание необходимых условий для развития рыночных принципов кредитования экономики. С тем, чтобы в 2023 году приступить к поэтапному выходу из госпрограмм поддержки экономики.
Эту новость казахстанские банки давно ждали и все это время лоббировали сокращение государственного участия на кредитном поле страны. Финансовые возможности БВУ не могут тягаться с возможностями главного банка, к услугам которого печатный станок.
К концу января этого года ставки по депозитам в тенге в коммерческих банках немного упали и составляют 9-10,5% годовых. Поэтому конечная средняя ставка по кредитам для заемщиков банка тоже снизилась. Население получало потребкредиты по 15-18%, МСБ – до 20%, более крупный бизнес – по 12-14% годовых.
Такие ставки существенно выше стоимости кредитных средств, которые дают госпрограммы поддержки. Например, по программам поддержки МСБ стоимость кредитных денег доходит до 6%. Ипотечные программы от компаний с госучастием также дешевле в обслуживании, чем в коммерческих банках. Все это приводит к тому, что БВУ из года в год сокращают объем кредитования экономики, а государство – наращивает.
НБ РК – активный участник госпрограмм. Например, партнер правительства в госпрограмме «Экономика простых вещей» на 2018-2020 годы. В ее рамках Нацбанк за счет собственных средств и средств, находящихся под его управлением, приобретал облигации банков, давая им взамен ликвидность. Ее банки выдавали в виде кредитов под 6% годовых реальному сектору. Размер программы составлял 600 млрд тенге. Весной 2020 года, во время пандемии и карантина, которые сопровождались резким сокращением деловой активности, поддержка была расширена до 1 трлн тенге.
С одной стороны, государству выгодно кредитовать экономику, поскольку от господдержки есть положительный результат. Бизнес с удовольствием участвует в госпрограммах, получает дешевый кредит, производит товары и услуги и стимулирует экономический рост. Но такое положение вещей не устраивает коммерческие банки. Они теряют прибыльный кредитный бизнес.
Если государство все больше кредитует МСБ и крупный бизнес, увеличивает предложение ипотечного кредитования населению, то банкам остается все меньше места для заработков. Самый растущий банковский бизнес сейчас –обслуживание платежных карт и денежные переводы. Однако на них много не заработаешь. К тому же с этого года конкуренция на кредитном рынке может усилиться.
Казахстан открыл двери иностранным банкам, которые могут предложить заемщикам более дешевые кредитные линии. Проблема еще и в том, что расширение госкредитования через субсидирование ставок начинает противоречить собственным задачам НБ РК. Прежде всего – по контролю над уровнем цен, конкурентному развитию финрынка, обеспечению денежно-кредитной стабильности. Главным рычагом Нацбанка в этих взаимосвязанных вопросах является базовая ставка, которая определяет рыночную стоимость денег на финрынке. Ставка устанавливается в зависимости от ряда условий: текущей инфляции, ожиданий по инфляции, стоимости сырья на мировом рынке и т.д.
Субсидирование кредитов государством искривляет величину базовой ставки и размывает ориентиры по реальной стоимости денег в стране. Об этом, кстати, в сентябре прошлого года заявлял представитель НБ РК, отметив, что существующие госпрограммы в основном направлены на субсидирование ставок вознаграждения по кредитам. Это искажает определение справедливой стоимости ресурсов на кредитном рынке, снижая эффективность процентного и кредитного каналов и оседая в банковской системе в виде профицита ликвидности.
Любопытно, что критическое мнение от сотрудника Нацбанка сопровождалось мощным дискурсом в соцсетях и в деловых СМИ по поводу эффективности снижения базовой ставки административным путем. Бизнес хотел бы видеть дешевые банковские кредиты и прокачивал тему снижения Нацбанком ставки.
Экономисты же против искусственного вмешательства в рыночные процессы.
Поэтому не стоит ожидать, что НБ РК станет резко, без оглядки на макроэкономическую ситуацию, снижать ставку в угоду банкам. Да и время сейчас для такого шага не подходящее. В последнее время инфляция значительно выросла. В 2020 году ускорилась до 7,5%, тогда как в 2019 году составляла 5,4%.
Хотя многие аналитики писали о том, что инфляция не будет высокой: покупательская способность населения снизилась и гасит рост цен. Согласно данным статистики, объем розничной торговли в декабре почти восстановился. На 2021 год правительство прогнозирует слабый рост.
Выросшая инфляция не дает спустить базовую ставку. Но как раз сейчас НБ РК ставит перед собой цель снизить в 2021 году инфляцию до уровня целевого коридора в 4-6%. В среднесрочной перспективе это позволит достичь цели по инфляции 3-4%.
Поэтому начинает с малого и обещает уйти от участия в госпрограммах в будущем.